Место расположения

Свято-Марие-Магдалинский монастырь расположен на Заречье – в правобережной части города Белой Церкви, – невдалеке от р. Роси.

Город Белая Церковь основан у р. Рось в 1032 г. под названием Юрьев, которое произошло от крестильного имени св. блгв. князя Ярослава Мудрого – Георгий (под 1032 г. летопись сообщает, что Ярослав «начал ставить города по Роси»). Древний Юрьев был форпостом, защищавшим Киев от нападений кочевников (в нач. XI в. – печенегов, с кон. XI в. – половцев), и кафедральным городом одного из епископов Киевской Митрополии: под 1072-1073 гг. летопись упоминает Юрьевского епископа Михаила, под 1091 и 1095 гг.Марина (2-го из них «Патерик Печерский» называет постриженником Киево-Печерской Лавры, а «Канон святым Киево-Печерским» 1643 г. величает его в сонме святых).

Под 1331 г. «Хроника Польская» Мацея Стрыйковского упоминает Юрьев как Белую Церковь: традиционная гипотеза об этом новом названии города гласит, что оно произошло от руин кафедрального храма, который должен был существовать здесь до монгольского разорения 1240 г. В XVI в. Белая Церковь – важный польский форпост в Поднепровье. В 1651 г. здесь подписан один из договоров, заключавшихся в перерывах вооруженной борьбы Богдана Хмельницкого с Польшей. В 1663 г. в Белой Церкви состоялся богословский диспут между польским придворным ксендзом Адрианом Пекарским и ректором Киево-Могилянской Академии архимандритом Иоанникием Галятовским, записанный и напечатанный в 1676 г. как «Белоцерковская беседа» (включен также в «Летопись» Самуила Величко). После Хмельниччины и Руины город остался в составе Польши, в нач. XVIII в. временно находился под властью гетмана Левобережной Украины. В 1774 г. правительство Польши отдало Белую Церковь графу-католику Ксаверию Браницкому, во владении которого город остался и после включения в 1790-х гг. в состав Российской империи. На рубеже XVIII-XIX вв. на средства Браницких на западной окраине города был создан дендрологический парк «Александрия», названный в честь жены графа Ксаверия – Александры Браницкой, племянницы князя Григория Потемкина, урожденной Энгельгардт. С 1994 г. Белая Церковь – кафедральный город Белоцерковской епархии УПЦ.

На восточной стороне главной площади города – Соборной – возвышается Спасо-Преображенский кафедральный собор (примечательно, что 2 из сходящихся здесь городских магистралей названы в честь князей эпохи расцвета Киевской Руси: с северо-востока на площадь выходит ул. Ярослава Мудрого, с юго-востока – просп. Князя Владимира).

Спасо-Преображенский собор был заложен в 1833 г. и строился по образцу одноименного собора в Одессе на средства графини Александры Васильевны Браницкой – единственного лица православного исповедания в семье Браницких. В 1838 г. почившую храмоздательницу отпевал и погребал в соборе свт. Иннокентий (Борисов) – викарий Киевской епархии и будущий архиеп. Херсонский. В 1839 г. освящение храма совершил митрополит Киевский свт. Филарет (Амфитеатров). В 1851-1860 гг. его настоятелем (и благочинным местных церквей) был протоиерей Петр Лебединцев (1819-1896) – известный во всей Российской империи пастырь и ученый (жители города отзывались о нем: «Был у нас священник, как когда-то были пророки», и только ему граф Владислав Владиславович Браницкий сам подносил чай на своих банкетах). В 1864-1866 гг. к собору пристроили колокольню.

После 1917 г. захоронение Браницкой было уничтожено, с 1930 г. храм использовался под архив НКВД. Во время Великой Отечественной войны он пострадал от зажигательных бомб. Оккупационные власти отдали собор УАПЦ, но в 1944 г. он был возвращен Русской Православной Церкви. В 1950-х гг. встал вопрос о реставрации поврежденной в годы войны колокольни, но власти велели ее снести (что было сделано за одну ночь), дабы обновленное сооружение не привлекало людей к храму. В 1962 г. собор вновь закрыли, с 1983 г. – использовали как боксерский зал, в 1989 г. – возвратили верующим. С 1994 г. храм является кафедральным собором Белоцерковской епархии, в 1997 г. нем установлен новый иконостас.

В 2011 г. при епархиальном управлении учрежден монастырь прп. Серафима Саровского – как братство иноков, несущих служение в кафедральном Спасо-Преображенском соборе.

За алтарем собора находится церковь свт. Николая Мирликийского. Она заложена в 1706 г. гетманом Иваном Мазепой. После него строительство продолжал полковник Семен Палий. Достраивали храм униаты, долго владевшие им в XVIII в. В ходе достройки церковь так и не обрела крестообразной формы, задуманной при закладке. В кон. XVIII в. храм считался старейшим из православных церквей города (прочие 5 деревянных, существовавших в то время, не сохранились). С постройкой собора Свято-Никольский храм стал использоваться для совершения будничных богослужений. В 1852 г. о. Петр Лебединцев пристроил к нему притвор. Впоследствии те части церкви, которые не использовались во время богослужений, были разобраны (часть строительных материалов пошла на сооружение колокольни собора).

Южнее Соборной площади расположен костел св. прор. Иоанна Предтечи, построенный в 1812 г. графом Ксаверием Браницким на месте древнерусской крепости и замка XVI в. Севернее костела находится Краеведческий музей (пл. Соборная, 4).